Eвceй Бeльмecoв (bell_mess) wrote,
Eвceй Бeльмecoв
bell_mess

Categories:

Понять - значит упростить.(с) Обществоведение на пальцах

Руководствуясь тезисом Бориса Стругацкого "Понять - значит упростить" предлагаю скоррелировать развитие общества и развитие авиации. То есть представим себе, что самые первые громоздкие летательные аппараты - это первые рабовладельческие государства, а нынешние суперлайнеры, легко пересекающие океаны - это нынешние постмодернистские технлогические общества "золотого миллиарда". Эта модель удобна еще и тем, что она отлично демонстрирует и очевидное неравенство: ведь летают не только "Эмбрайеры" и "Боинги", но и среднемагистральные "Аны" и "Илы", и "Сессны", и даже распыляющие удобрения этажерки.

Представим себе также, что те, кто находится в кабине управления - это то, что мы называем "управленческой элитой", а штурвал и прочие рукоятки с индикаторами - это государственный и всякий прочий аппарат. Дергая за рычаги управления правящая элита управляет обществом, добиваясь от него требуемого результата: спокойного горизонтального полета, набора высоты или катастрофического падения.

Понятно, что, как правило, пилот хочет набора высоты и спокойного горизонтального полета. Но действия пилота, направленные на достижение такой цели, нередко приводят к противоположному результату, к катастрофам. А бывает еще и так, что пилот или пилоты впадают в безумство, что приводит к печальному результату.

Кроме того, допустим как постулат, что рост производительных сил общества означает усовершенствование конструкции летательного аппарата. И как мы с вами хорошо знаем, эволюционный переход к новому обществу (то есть плавная посадка старого самолета, организованный переход пассажиров в самолет новый и его взлет) почти никогда не случается. Как правило, старая машина грохается оземь как из-за отсутствия топлива, так и из-за того, что органы управления совершенно разбалтываются и прежние действия экипажа, ранее позволявшие рулить относительно спокойно, теперь срывают самолет в штопор.

Итак, после такого длительного предисловия перейдем, собственно, к основной теме. Давайте посмотрим на первые летательные аппараты, неуклюжие этажерки, пионеры воздухоплавания. Они просты и примитивны. Пилоты для того, чтобы управлять их полетом, используют простую жесткую механическую связь между органами управления, штурвалом и рулем высоты. Собственно исполнительные элементы: киль и руль связаны со штурвалом жесткой механической тягой. На какой угол пилот повернул штурвал, на такой угол киль и повернется. Все жестко, просто и примитивно.

Так и в примитивных государствах Древнего мира и раннего Средневековья. Как государь повелел, так подданные и исполняют его волю. Но исполняют они ее из-под палки визирей, солдат и сборщиков податей, а стало быть, плохо и неохотно. Ну в точности как регулярно ржавеющие шарниры туго проворачиваются, как застревают тяги в проушинах и рвутся металлические тросики. В результате государства эти регулярно разваливаются, гибнут в войнах и кризисах, силы тратятся на эксцессы типа крестовых походов, столетних войн, варфоломеевских ночей и так далее.

Но время течет, ученые и механики придумывают новые конструкции двигателей, придумывают гидравлические усилители, теперь можно строить самолеты повместительней, помощней и понадежней.

И в обществе так же:растет урожайность, появляются новые сельскохозяйственные культуры, растут ремесла, появляется промышленность, соответственно появляются писаные законы, система права и правосудия, зависящая не только от воли монарха или сеньора, но и от права, то есть воплощенной в законе справедливости. Для примера обратимся к выдающемуся документу — Великой Хартия Вольностей. Позволю себе процитировать некоторые из ее положений:



Свободный человек будет штрафоваться за малый проступок только сообразно роду проступка, а за большой проступок будет штрафоваться сообразно важности проступка, причем должно оставаться неприкосновенным его основное имущество, таким же образом будет штрафоваться и купец, и его товар останется неприкосновенным; и виллан таким же образом будет штрафоваться, и у него останется неприкосновенным его инвентарь, если они подвергнутся штрафу с нашей стороны; и никакой из названных выше штрафов не будет наложен иначе, как на основании клятвенных показаний честных людей из соседей (обвиняемых).

Ни констебль, ни другой какой-либо наш чиновник не должен брать ни у кого хлеб или другое имущество иначе, как немедленно же уплатив за него деньга или же получив от продавца добровольное cогласие на отсрочку (уплаты).

Никакой шериф или бэйлиф наш или кто-либо другой не должен брать лошадей или повозки у какого-либо свободного человека для перевозки иначе, как с согласия этого cвободного человека.

Ни мы, ни чиновники наши не будем брать лес для укреплений или для других надобностей наших иначе, как с согласия самого того, кому этот лес принадлежит.

Все запруды на будущее время должны быть совсем сняты с Темзы и с Медуэя и по всей Англии, кроме берега моря.

Впредь никакой чиновник не должен привлекать кого-либо к ответу [на суде, с применением ордалий (Ордалия — судебное испытание посредством воды или раскаленного железа. Это судебное испытание носило название “суда божьего” и назначалось судом раннего средневековья для “установления” виновности или невиновности какой-либо из сторон уголовного процесса.)] лишь на основании своего собственного устного заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей.

Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо [иным] способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его [его прав] и по закону страны.

Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их.

Все купцы должны иметь право свободно и безопасно выезжать из Англии и въезжать в Англию, и пребывать, и ездить по Англии как на суше, так и по воде, для того, чтобы покупать и продавать без всяких незаконных пошлин, уплачивая лишь старинные и справедливые, обычаем установленные пошлины, за исключением военного времени и если они будут из земли, воюющей против нас; и если такие окажутся в нашей земле в начале войны, они должны быть задержаны без ущерба для их тела и имущества, пока мы или верховный юстициарий наш не узнаем, как обращаются с купцами нашей земли, находящимися там, в земле, воюющей против нас, и если наши там в безопасности, то и те другие должны быть в безопасности в нашей земле.

Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности по суше и по воде, лишь сохраняя верность нам; изъятие делается в интересах общей пользы королевства только для некоторого короткого времени в военное время; исключаются сидящие в заключении и поставленные согласно закону королевства вне закона, а также люди из земли, воюющей с нами, и купцы, с которыми надлежит поступать так, как сказано выше.

Мы будем назначать судей, констеблей, шерифов и бэйлифов лишь из тех, которые знают закон королевства и имеют желание его добросовестно исполнять.

Все леса, которые стали заповедными королевскими лесами при нас, немедленно же должны перестать быть ими; так же надлежит поступать и с реками, которые были объявлены нами заповедными.

Все же те, вышеназванные обычаи и вольности, какие только вы соблаговолили признать подлежащими соблюдению в нашем королевстве, насколько это касается нас в отношении к нашим вассалам, все в нашем королевстве, как миряне, так и клирики, обязаны соблюдать, насколько это касается их в отношении к их вассалам.




Это, на минуточку, восемьсот лет назад написано. В 1215 году. Посмотрите вокруг: и как, исполняются ли жалованные своему народу вольности английским монархом Иоанном Безземельным сегодня, в век электроники и интернета в “демократической, социальной и правовой” Украине?..

Но я отвлекся. Итак, появляются новые самолеты, более вместительные, мощные, скоростные, надежные. Но и более сложные: теперь, чтобы в полете с ними управляться, на борту не обойтись без бортмеханика, штурмана, радиста. И для управления рулями самолета уже простой механической тяги недостаточно: рули стали тяжелее, тяги нужны длиннее(стало быть, вес самолета с таким управлением будет ненормально большим), мускульной силы пилота для управления явно недостаточно: появляются гидравлические усилители, на первое время с механическим управлеием, а потом и с электрическим...

Рост производительных сил требует от общества адекватного реагирования. Требуются душеприказчики, появляются банки и близкая к современности финансовая система, строгая налоговая система, лавинообразно растет количество ремесел и производств. И, как ответ на вызовы времени, появляется то, что называется “представительской демократией” - парламент, и, что еще особенно важно — суды присяжных. Появляются приказы, департаменты, министерства. Общество, опираясь на государственные институты, все более и более начинает САМОУПРАВЛЯТЬСЯ, а управление им становится все более и более ОПОСРЕДОВАННЫМ: теперь не нужно силой заставлять крестьян сеять картошку: можно собственнику земли дать ссуду и посевной материал, а также выкупить урожай по хорошей цене плюс пускай налог платит в течение, скажем, пяти лет тем же самым картофелем. И результат будет достигнут ценой меньших усилий и затрат, а эффективность от такого подхода будет значительно более высокой. И спустя несколько десятилетий картофель или там помидор становятся частью национальной кухни и домохозяйки с домохозяевами уже не представляют жизни своей без этих недавно совершенно экзотических овощей..

Дальше по аналогии. Какие-то страны остаются соответствовать моделям низкого уровня, какие-то повыше. Но нас интересуют, естественно, принципы функционирования самых современных моделей. И аналогии там между техникой и обществом появляются еще более интересные...


В досужих разговорах о современных летательных аппаратах нет-нет да и проскочит модерновое словечко “авионика”. Всезнайка Википедия так определяет это понятие :

Авионика (от авиация и электроника, оно же БЭО - бортовое электронное оборудование) —
совокупность всех электронных систем, разработанных для использования в авиации в
качестве бортовой электроники. На базовом уровне это системы коммуникации, навигации,
отображения и управления различными устройствами — от сложных (например, радара)
до простейших (например, поискового прожектора полицейского вертолёта).


И в дальнейшем  проведем аналогии между различными техническими устройствами, привязываясь к авиации(а аналогичные устройства на таких же принципах применяются, разумеется, не только в авиации).

Поподробней рассмотрим, что происходит от момента перемещения пилотом, скажем, ручки управления рулем высоты до момента перемещения руля на оперении самолета. Переместив ручку руля высоты пилот, разумется, не двигает его непосредственно через механические тяги: как мы уже с вами убедились, это неэффективно и громоздко. Перемещение рукоятки руля высоты непосредственно перемещает подвижную часть устройства, которое мы назовем “датчиком команды”. Механическое перемещение движка датчика команды преобразуется в электрическое напряжение (для ехидных специалистов отмечу, что я сознательно опускаю конкретную схему построения устройства и не надо задавать умные вопросы типа “а какое напряжение — переменное, постоянное или числовой код?”), которое передается на приемное устройство исполнительного устройства. Исполнительное устройство — это гидравлический или электрический усилитель, состоящий из собственно гидро/электромашины, отрабатывающей входное воздействие маломощного исполнительного механизма, на которое, как я уже сказал, подается преобразованная в электрический код команда с датчика команд(для простоты назовем его сигналом рассогласования). И уже выход машины механически жестко связан с конструкцией руля, который и отклонится на угол, который был задан поворотом рукоятки руля высоты в пилотской кабине. Отметим также, что для исполнительного механизма нет разницы, кто командует: пилот или автопилот, он их отработает совершенно одинаково.

Вроде бы все просто, правда? Спрашивается, аффтар, ты чего тут банальностей нагородил, это ж и так все понятно?

Дело в том, что в реальности все не так просто. На самом деле и на командное, и особенно на исполнительное устройство действуют еще масса сил, помимо воздействия команды. Вал исполнительного механизма обладает собственной инертностью, то есть массой. Кроме того, вращению вала препятствует сила трения. Так вот, провернувшись на угол, соответствующий сигналу рассогласования с датчика команд, вал этот мгновенно остановиться не может. Он проскочит положение, заданное сигналом рассогласования. Но, проскочив это положение, в сигнальной цепи появится напряжение, которое будет заставлять вал вернуться в согласованное положение. Он вернется обратно, но опять проскочит равновесное положение. То есть в исполнительном механизме возникнут КОЛЕБАНИЯ вокруг равновесного положения. Естественно, что эти колебания передадутся на руль высоты, который вместо того, чтобы отработать команду пилота/автопилота начнет совершеть колебания, которые, естественно, не придадут самолету устойчивости. Логично предположить, что пилот в таком случае начнет дергать ручку руля высоты, тем самым окончательно разбалансировав управление воздушным судном, что может привести, как вы понимаете, к печальным последствиям.

Так что в таком случае нужно делать? Теория автоматического управления подсказывает, что для устранения вредных колебаний в исполнительных механизмах необходима ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ между исполнительным механизмом и датчиком команд. То есть с выхода датчика команд на вход исполнительного механизма вместе с сигналом рассогласования нужно подать уменьшенный по величине и противоположный по знаку/фазе сигнал, соответствующий отработанной команде, который и погасит вредные переколебания. В противном случае переколебания эти могут быть и затухающими, и незатухающими и даже увеличивающимися по амплитуде, причем такими, что могут в конце концов сломать механизм. Но может быть и наоборот: чрезмерная величина напряжения обратной связи начинает препятствовать действию сигнала управления, и руль просто не будет перемещаться.

Замечу, что на самом деле в схемах автоматического управления для стабилизации системы используется не одна, а несколько отрицательных обратных связей, причем не только по угловым перемещениям, но и по скорости перемещения, и по ускорению.

Согласитесь, что здесь имеем хорошую аналогию с социальными процессами управления современным обществом. Демократическое управление предполагает широкое использование процессов, схожих с отрицательной обратной связью в автоматической системе. Это в первую очередь выборность власти, как местной, так и верховной. Причем не только законодательной, но и исполнительной, и судебной. Если ей пренебречь в той или иной степени, то ухудшается качество управления. Задавая командные воздействия на общество в результате руководитель обнаруживает, что последствия от командного воздействия вовсе не соответствуют ожидаемым результатам. И здесь есть два выхода: либо вмешивается бортинженер и подстраивает схему, то есть руководители страны проводят реальные, а не фиктивные выборы и тем самым происходит нормальное обновление власти, либо пилот начинает пытаться движениями рукоятки управления устранить возникающие переколебания. Бывает, что это удается. Говорят тогда, что устройство плохо управляется. Бывает и так, что пилот приноравливается к такому управлению. Тогда о нем говорят, что он хороший пилот, может летать и на совершенной посудине(правда, беда в том, что он совершенно разучивается управлять нормальной машиной). Но проще и удобней для всех, как для пилота, так и для пассажиров, схему управления отрегулировать, потому как плохая система управления — это и повышенный расход топлива с ресурсом, это опасность для рядом пролетающих самолетов и вертолетов, серьезно рискуют те, кто живут на поверхности, особенно вблизи аэродрома. Да и пассажирам, как вы понимаете, летать на такой посудине некомфортно. Не тошнит только самых натренированных...

А чтобы управление было еще лучше, то можно применить и другие обратные связи: выборность судей, суд присяжных, прозрачность и открытость власти, реальная, а не фиктивная конкуренция на рынке, опять же госзакупки, будь они неладны, вменяемая налоговая система, реальные, а не фиктивные профсоюзы, и так далее, и так далее...

И знаете, что самое тут интересное? Самое тут интересное в том, что хорошо управляться может не только “Эмбрайер” или “Боинг”. Хорошо может управляться и “Сессна”, и даже стрекозулька, которая раскидывает удобрения и отраву от долгоносика, а в перерывах перевозит пассажиров из Умани до Бершади и обратно. Согласитесь, что неважно, какого размера летающая посудина: главное, чтобы пассажиров не тошнило и количество взлетов равнялось количеству посадок...

PS. Для простоты я опустил тот факт, что на современных хорошо отлаженных самолетах пилоту сильно помогает бортовой компьютер, который информирует пилота о забортной температуре, давлении воздуха, высоте, углах атаки и тангаже, состоянии узлов самолета и т.д., Бортовой компьютер эти данные получает от датчиков, расположенных по всему самолету. Когда бортовой компьютер и датчики исправны и исправна между ними связь, то и пилот принмает более адекватные решения. Когда они работают плохо — менее адекватные. Вплоть до таких, которые заканчиваются катастрофой и гибелью пассажиров.

И да, совершенно очевидно, конечно, что немало зависит и от того, кто сидит за штурвалом...
Tags: пустой трёп, размышляпствования и филосопльствования
Subscribe

promo bell_mess march 27, 2014 15:29 89
Buy for 100 tokens
Ну вот паззл и сложился... ПРЕАМБУЛА 19 марта 23:13 Генерал-майор ФСБ РФ в отставке Евгений Лобачев рассказал Pravda. Ru, как и когда Россия сможет вступиться за народного губернатора Донбасса Губарева — Удастся ли вытащить, спасти "народного губернатора" Донбасса Павла…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments