
Но нам следует глубже погрузиться в фабулу романа в поисках трех понятий, которые необходимы для более ясного понимания этой очень странной войны, в ходе которой Путин провел радикализацию российской политики, разрушил мирный порядок в Европе, бросил вызов представлениям европейцев о своем будущем и даже пригрозил ядерной войной. Все причины, которыми обосновывается эта абсолютно бессмысленная война, совершенно очевидно фальшивы и/или внутренне противоречивы. Чтобы понять это ужасное событие, в котором люди убивают и умирают по неясным причинам, нам надо вспомнить некоторые ключевые понятия Оруэлла: Евразия, двоемыслие и любовь к Старшему Брату.

Оруэлл поможет нам разобраться в происходящем, если мы начнем добросовестно пользоваться официальными источниками российских СМИ, чтобы понять мир. Российская пропаганда об Украине — это двоемыслие: она требует, чтобы люди, как писал Оруэлл, «придерживались одновременно двух противоположных мнений, понимая, что одно исключает другое, и быть убежденными в обоих». Российская пропаганда ежедневно излагает две стороны каждой истории, где обе являются ложными, и каждая из них исключает другую. Задумайтесь над идеями, изложенными ниже курсивом. Все это, после восьми месяцев постоянных повторов, должно показаться знакомым.

С одной стороны, Россия должна захватить Украину, потому что русских на Украине заставляют говорить на украинском языке. (Это не так: русские на Украине могут говорить, как им хочется, и в этом они намного свободнее, чем русские в России. Большинство русскоязычных людей на Украине — это на самом деле не русские. Точно так же говорящие по-английски американцы не являются англичанами.) С другой стороны, украинского языка не существует. (Существует. У него богатые литературные традиции, и на нем говорят десятки миллионов людей.)

Ну что, голова не закружилась? Тогда еще одно: Россия ведет войну, чтобы спасти мир от фашизма. (На самом деле, это в России крайне правые обладают диктаторской властью, а глава государства провозглашает гитлеровскую доктрину по захвату другой страны ради защиты этнических собратьев. Российскими политическими союзниками в Европе являются крайне правые партии, включая фашистов и неонацистов.) И вот еще что: фашизм — это хорошо. (В России сегодня реабилитируют Гитлера как государственного деятеля, евреев обвиняют в Холокосте, геев представляют как часть международного заговора, русские нацисты в майские праздники выходят на демонстрации, а русских нацистов на Украине изображают героями.)

Мы слишком часто пытаемся угадать, что у Путина на уме. Мы пытаемся проникнуть в мысли Старшего Брата вместо того, чтобы постараться понять поддающиеся проверке факты. Но в действительности, кому какое дело, что у Путина на уме? Знает ли это хоть кто-нибудь, в том числе, сам Путин? И даже если нам известно, что у Путина на уме сегодня, поможет ли это нам понять, что у него будет на уме завтра? Каковы наши шансы отстоять свободу и порядочность, если мы начнем копаться в мозгах отдельной личности? В конце концов, это тот человек, который вмешивается в производство детских мультфильмов и влияет на телепрограммы, где поднимается вопрос о его возможной божественной природе.

Профессор Тимоти Снайдер преподает историю в Йельском университете. Он автор книги «Кровавая земля. Европа между Гитлером и Сталиным» (Bloodlands: Europe Between Hitler and Stalin).
Journal information